You are hereКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Т.В. Бондарева
Национальный технический университет Украины «КПИ»
 
На сегодняшний день ряд учёных исследовали вопрос компетентностного подхода в изучении иностранных языков, но следует констатировать, что не существует единого определения понятия "компетентность". Заметим, что Международная комиссия Совета Европы в своих документах [2, с. 10] рассматривает это понятие как общие или ключевые умения, базовые умения, фундаментальные пути обучения, ключевые квалификации, кросучебные умения или навыки, ключевые представления, опоры или опорные знания.
В соответствии с решением конференции в Норвегии (2004 г.) понятие компетентности трактуется как: способность применять знания и умения эффективно и творчески действовать в ситуациях, предполагающих межличностные отношения в социальном контексте и в профессиональных ситуациях. Установлено, что компетентность – это понятие, включающее в себя ценностные ориентации, умения и знания [3, c. 6].
Свою трактовку данного феномена приводит Международный департамент стандартов обучения, достижения и образования: понятие компетентности является способностью личности квалифицированно осуществлять деятельность и выполнять поставленные задачи. Однако следует помнить, что понятие компетентности состоит из набора знаний, навыков и отношений, с помощью которых можно эффективно выполнять действия, исходя из стандартов в определённой профессиональной области [4, c. 1]. С целью облегчения процесса оценки компетенций, Департамент предлагает выделить из этого понятия такие индикаторы, как приобретённые знания, умения, навыки и учебные достижения.
В начале 80-х годов Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала свои исследования в этом направлении [1]. В рамках Федерального статистического департамента Швейцарии и Национального центра образовательной статистики США и Канады была начата программа "Определение и отбор компетенций: теоретические и концептуальные основы с сокращённым названием DeSeCo [5] (1997 г.). К данной программе были привлечены эксперты, специализирующиеся в различных областях науки. Среди них были работники образования и бизнеса, системы здравоохранения и международных организаций, государственного и частного сектора экономики и т.п. Перед экспертами была поставлена задача обобщения и систематизации мирового опыта в рассмотрении данного вопроса.
По результатам работы программы "DeSeCo" установлено, что понятие компетентности в удовлетворении личностных и социально значимых потребностей личности. Каждая компетентность возникает как результат взаимодействия соответствующих познавательных элементов и практических ценностей, поведенческих составляющих, знаний и т. п.
На протяжении нескольких лет специалисты вышеупомянутой организации обобщали и анализировали мировые образовательные системы исходя из их важности и эффективности. Результаты этой работы сделали возможным создание системы образовательных индикаторов. Исходя из полученных результатов, Организация экономического сотрудничества и развития разрабатывает детальные рекомендации по внедрению компетенций в содержание образования европейских стран.
На сегодняшний день существует много точек зрения о необходимости определения классификации компетентностей, но учёные не пришли к единому определению. Исследователи программы "DeSeCo" отмечают, что ответственность за приобретение личностью необходимых компетенций несёт не только школа, но на их формирование влияют в значительной степени семья, работа, массмедии, религиозные и культурные организации и т.п. Итак, понятие компетенций определяется через характеристики, которые позволяют личности эффективно взаимодействовать во многих социальных сферах.
Литература:
1.                Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи: Бібліотека з освітньої політики / Під заг. ред. О.В.Овчарук. – К.: “К.І.С.”, 2004. – 112 с.
2.                Definition and Selection of Competencies. Theoretical and Conceptual Foundations (DeSeCo). Strategy Paper on Key Competencies. An Overarching Frame of Reference for an Assessment and Research Program – OECD, 2002–[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.oecd.org/edu/statistics/deseco
3.                Quality education and competencies for life. Workshop 3// Background Paper. – 2004. – p. 6.
4.                Spector J. M. ERIC Clearinghouse on Information and Technology Syracuse NY. Competencies for Online Teaching / J. Michael Spector, Ileana de la Teja // ERIC Digest. Competence, Competencies and Certification. – 2001. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.ibstpi.org/downloads/online-competencies.pdf
5.                Salganik L. H. Projects on Competencies in the OECD Context: Analysis of Theoretical and Conceptual Foundations, SFSO, OECD, ESSI, Neuchâtel / Laura H. Salganik, Dominique S. Rychen, Urs Moser, W. John. – Konstant, 1999. – 12 p.