You are hereОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


М.Г. Тимербулина
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,
 Республика Казахстан
 
Не вызывает сомнений тот факт, что языковой материал отобранный для обучения иностранному языку (ИЯ) не может быть в коммуникативном отношении однородным. Он делится на два вида: "активный" и "пассивный". Единицы активного словарного минимума предназначены, как для использования студентами в говорении, так и для понимания речи на слух. Пассивный словарный запас предназначен в большинстве случаев только для аудирования [1, с. 17-18].
Распределение учебного материала на "актив" и "пассив", в целях данного исследования, нуждается в некотором уточнении. Например, в диалогической речи, особенно в диалоге-дискуссии, коммуникативные роли говорящего и слушающего, не закреплены за каждым из членов языкового коллектива. Поэтому нельзя говорить и о закрепленности в отношении тех или иных лексических единиц. Это объясняет, почему с "активного лексического запаса" слова легко переходят в "пассивный лексический запас". А слова, изначально находившиеся в рецептивном запасе студента, во время дискуссии, могут, при необходимости, быть включены в "продуктивный запас".
Пассивный лексический запас в устной речи это сравнительно небольшая часть всего отобранного для данных условий минимума лексических единиц, характеризующихся меньшей частотностью, меньшей семантической ценностью, и студент не склонен употреблять при говорении [2, с. 151-152].
Специфика обучения дилогической речи студентов инженерных специальностей требует особого внимания к проблеме отбора содержания обучения, диктуя необходимость более тщательно исследовать потребности иноязычной профессиональной коммуникации, позволяет осуществить правильный выбор учебных приемов и тематико-ситуативного содержания.
В условиях профессионально ориентированного обучения дилогической речи, проблема учебных материалов стоит особенно остро, поскольку в данной ситуации языковой материал является не только средством обучения, но и средством получения профессиональной информации. С усилением специфики контекста профессионально ориентированного обучения диалогической речи, уменьшается количество учебно-методической продукции. Поэтому неизбежно возникает вопрос об эффективном информационном поиске приемлемых для использования в процессе обучения материалов и / или создание таковых.
Таким образом, обучающий материал – это специально отобранный и методически организованный материал, подлежащий презентации и усвоению в процессе обучения.
 
Литература:
1.    Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-информ. журн. / Нац. центр стандартов и мониторинга образования. – М.: Рус. журн. – 2004. – № 2. – С. 17-18
2.    Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. – М.: Русский язык, 1981. – 248 с.