You are hereТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ


Е. С. Дубинина
Национальный технический университет Украины «КПИ»
 
Современный этап развития системы образования в Украине характеризуется инновациями в образовании, направленными на сохранение достижений прошлого и одновременно на модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени, новейших достижений науки, культуры и социальной практики. Характерной особенностью этого периода развития педагогического образования является поиск нового содержания, а также форм, методов и средств обучения, развертывания широкой экспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной философии образования.
Компетентностный подход к изучению иностранных языков рассматривается как средство организации учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивает усвоение ими содержания обучения и достижения целей обучения при решении определенных проблемных задач. Современная педагогика определяет несколько групп компетенций. В соответствии с решениями Европейского Совета основной компетентностью на занятиях иностранного языка является коммуникативная компетентность, так как она обеспечивает приобретение студентами умения обсуждать проблемы, доказывать свою позицию, вырабатывать собственную точку зрения, развивать критическое и креативное мышление и адаптироваться в языковой среде.
Необходимость формирования коммуникативной компетентности студентов обусловлено реализацией не только в соответствии обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
·     пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
·     совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
·     согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
·     совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Исходя из вышесказанного, можно говорить, что наиболее эффективными путями реализации коммуникативного подхода к изучению иностранного языка является применение интерактивных методов обучения. Системное использование интерактивных методов является актуальным для современного образования, и выступает основательной составляющей в формировании компетентной личности студента.
Данный вид метода обучения иностранному языку можно реализовать в рамках проекта «Творческая лаборатория преподавателя иностранного языка в техническом вузе». Основной целью проекта является улучшение процесса обучения иностранному языку в техническом высшем учебном заведении. Задачами проекта являются:
·     ознакомление преподавателей и студентов с планом проекта;
·     организация регулярных собраний преподавателей для обсуждения вопросов проекта;
·     рассмотрение вопроса мотивации и заинтересованности студентов в изучении иностранного языка;
·     обучение студентов самостоятельному поиску и получению знаний по иностранному языку;
·     помощь студентам при изучении грамматики и профессионально-ориентированной лексики;
·     проведение дополнительных занятий по иностранному языку;
·     внедрение интерактивных приемов во время занятий;
·     мониторинг качества знаний студентов;
·     обобщение опыта работы по проблеме;
·     презентация результатов работы.
В ходе реализации проекта студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа ситуаций и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Устойчивая динамика качества знаний студентов, повышение коммуникативной компетентности является подтверждением эффективности реализации проекта и обосновывает целесообразность использования интерактивных методов для формирования компетентной личности.
Литература:
1.  http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html
2.  http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
http://ua.convdocs.org/docs/index-137833.html

Побудовано на Drupal, відкритій системі керування контентом